Preview

Геоэкономика энергетики

Расширенный поиск

Транспортный коридор Север – Юг в условиях новой реальности

https://doi.org/10.48137/26870703_2022_20_4_36

Аннотация

В условиях беспрецедентной санкционной войны Запада против России и попыток создания транспортной блокады возрастает значение мультимодального транспортного коридора Север – Юг, который обеспечивает доставку грузов из России в страны Азии и Африки без захода в порты враждебных государств. Данный коридор включает в себя четыре вида транспортного сообщения: железнодорожный, автомобильный, водный и трубопроводный. В статье рассматриваются технико-экономические характеристики прежде всего водного и железнодорожного видов транспортировки грузов. Анализируются возможности российских портов на Каспии (в Астрахани, Махачкале) и порта Оля, а также приводятся данные портовых сооружений Ирана. Исследованы проблемы функционирования двух вариантов железнодорожного сообщения: западного – через территорию Азербайджана и Ирана и восточного – через Казахстан, Туркмению, Иран. Автор статьи, опираясь на исследования ученых Института океанологии имени Ширшова РАН и Института космических исследований РАН, обращает внимание на особую экологическую уязвимость Каспийского региона, которую необходимо учитывать при увеличении интенсивности использования морских маршрутов коридора Север – Юг. В нынешних экстремальных условиях аналитика должна быть ориентирована на помощь в достижении конкретных результатов и не строиться в рамках традиционного дисциплинарного разделения труда, поэтому в статье автор обращает внимание и на ряд политических моментов. Исключительное влияние политики на экономику сегодня заставляет держать в поле внимания и то, как политические действия наших противников могут помешать функционированию стратегически важного для нашей страны транспортного коридора Север – Юг. Также автор приходит к выводу, что оптимизация использования маршрута Север – Юг является частью сверхсложной задачи – как, не разрушая с таким трудом созданную рыночную экономику, ввести в нее элементы директивного планирования. Предлагается модель точечной корректировки системы управления с более четким делегированием расширенных полномочий вице-премьеру, отвечающему за снабжение армии, чтобы он мог полноценно решать возложенную на него задачу, в том числе и в области транспортного обеспечения.

Об авторе

Е. М. Кожокин
МГИМО; Российского государственного гуманитарного университета
Россия

Кожокин Евгений Михайлович - доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО, декан факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ.

Москва, 125047, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А., 2014. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации / Федер. гос. бюджет. учреждение науки Ин-т проблем рынка Рос. акад. наук (ИПР РАН). Санкт-Петербург [и др.]: Нестор-История. 799 с.

2. Бром А. Е., Моисеенко А. М., Колов А. В., 2020. Тенденции и проблемы развития международного транспортного коридора «Север – Юг» // Московский экономический журнал. № 12. С. 49. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10839.

3. Абузяров З. К., Нестеров Е. С., 2011. Некоторые особенности пространственно-временной изменчивости уровня Каспийского моря // Труды Государственного учреждения «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации». № 345. С. 5 – 22.

4. Беркелиева Л. К., 2001. Состояние Каспийского моря // https://www.caspinfo.org/ru/library/books/book_004/07.shtml, дата обращения 10.11.2022.

5. Костерева М., 2022. Новак анонсировал соглашение о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС // https://www.kommersant.ru/doc/5646013, дата обращения 10.11.2022.

6. Лебедев С. А., 2011. Спутниковая альтиметрия Каспийского моря // http://d33.infospace.ru/d33_conf/tarusa11/pdf/Lebedev_16-2.pdf, дата обращения 10.11.2022.

7. Сажин В. И., 2022. К вопросу о МТК «Север – Юг» – проблемы и перспективы // https://interaffairs.ru/news/show/36291, дата обращения 10.11.2022.

8. Астраханские порты и МТК «Север-Юг» задействуют для поставок удобрений в Индию // https://tass.ru/ekonomika/14183901, дата обращения 10.11.2022.

9. Будущее Каспия. Научные проекты и исследования // http://casp-geo.ru/budushhee-kaspiya-nauchnye-proekty-i-issledovaniya/, дата обращения 10.11.2022.

10. В Махачкалинском порту побывали представители деловых кругов Ирана // https://lezgigazet.ru/archives/282988, дата обращения 10.11.2022.

11. Годовой отчет ПАО «Астраханский порт» за 2020 г. // http://astrakhanport.com/images/docs/2021/05/otchet2020.pdf, дата обращения 10.11.2022.

12. Из Баку в Тегеран на поезде // https://rail.cc/ru/train/baku-to-tehran, дата обращения 10.11.2022.

13. Институт океанологии предложил стратегию зеленой экономики для развития экосистемы Каспийских вод // https://www.korabel.ru/news/comments/institut_okeanologii_predlozhil_strategiyu_zelenoy_ekonomiki_dlya_razvitiya_ekosistemy_kaspiyskih_vod.html, дата обращения 10.11.2022.

14. Каспийский филиал ИО РАН // https://ocean.ru/index.php/otdeleniya-i-filialyio-ran/kaspijskij-filial, дата обращения 10.11.2022.

15. Первый транзитный поезд с грузами для Индии прибыл в Иран из Московской области // https://npoe.ru/z-news/2022-07-15-krupno-vezet/, дата обращения 10.11.2022.

16. Портовую ОЭЗ «Лотос» благоустроят для реализации проекта Каспийского кластера // https://www.korabel.ru/news/comments/portovuyu_oez_lotos_blagoustroyat_dlya_realizacii_proekta_kaspiyskogo_klastera.html, дата обращения 10.11.2022.

17. Приказ от 11 июля 2012 г. № 222 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Оля» // http://olya.ampastra.ru/files/docslist/162-obiaz_post_olya_rus.pdf, дата обращения 10.11.2022.

18. РЖД ведут переговоры с Азербайджаном и Ираном для запуска маршрута Решт-Астара // https://tass.ru/ekonomika/16119681, дата обращения 10.11.2022.

19. Служба капитана морского порта Оля // http://olya.ampastra.ru/, дата обращения 10.11.2022.

20. Federation of Freight Forwarders’ Associations in India // www.fffai.org, дата обращения 10.11.2022.


Рецензия

Для цитирования:


Кожокин Е.М. Транспортный коридор Север – Юг в условиях новой реальности. Геоэкономика энергетики. 2022;(4):36-55. https://doi.org/10.48137/26870703_2022_20_4_36

For citation:


Kozhokin E.M. The North – South Transport Corridor in a new reality. Geoeconomics of Energetics. 2022;(4):36-55. (In Russ.) https://doi.org/10.48137/26870703_2022_20_4_36

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0703 (Print)