ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АФГАНИСТАНА ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ВЛАСТИ ДВИЖЕНИЯ «ТАЛИБАН»
https://doi.org/10.48137/26870703_2025_29_1_118
Аннотация
Захватив окончательно политическую власть в конце августа 2021 г., национальное исламистское религиозно-политическое военизированное движение «Талибан»* , вернув прежнее название Исламского Эмирата Афганистан (ИЭА) приступило к модернизации социально-экономической и энергетической сферы. Однако спустя три года новое руководство страны продолжает сталкиваться с нерешенными экономическими проблемами, ввиду заморозки финансовых активов бывшего правительства А. Гани, прекращения оказания финансовой помощи западных государств, сохранения жестких финансовых и торговых санкций в отношении движения «Талибан». Страна сталкивается с последствиями землетрясений и наводнений (2022 г.), а также нерешенностью проблем в сфере безопасности, в том числе со стороны «Исламского государства – Хорасан». Автор замечает, что с приходом к власти движения «Талибан» количество терактов значительно сократилось, что создает благоприятный фон для развития экономических и энергетических контактов с соседями по региону, а также Китаем и Россией. Стоит отметить, что интенсификация экономических контактов происходит на фоне принудительного возвращения беженцев из Пакистана и Ирана. Афганистан остро нуждается в прямых инвестициях и технологиях, а также развитии транспортной и энергетической инфраструктуры с учетом власти движения «Талибан».
В статье автор рассматривает энергетическую ситуацию в ИЭА и отношения со странами регионами Узбекистаном, Туркменистаном, а также Китаем, Ираном и Россией в энергетической сфере. Исследователь отмечает, что некоторые энергетические проекты (например, реализация энергетических и инфраструктурных проектов с Узбекистаном) способствуют развитию социально-экономических отношений с региональными государствами, а другие как строительство ИЭА на севере водного канала Куш-Тепа, создает природные риски для сельского хозяйства Туркменистана и Узбекистана, расположенных вниз по течению Амударьи. Пока руководство Афганистана уклоняется от переговорного процесса по водному вопросу и не допускает решения вопросов с позиции силы других государств. Подчеркивая инклюзивность в решении экономических и энергетических вопросов, талибы не готовы обсуждать развитие политического и социального процесса в ИЭА. По мнению автора, руководство ИЭА в дальнейшем будет придерживаться законов шариата, в том числе для экономического и энергетического развития страны, в перспективе частично допуская женщин к социально-экономической жизни. Все это будет способствовать улучшению благосостояния афганского народа.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. ХаритоноваРоссия
ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна, заместитель заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ
г. Москва, 119180, ул. Большая Полянка, 7/10, стр. 3
Список литературы
1. Арипов Э. Т., 2024. Афганистан: время для диалога // Россия в глобальной политике. Т. 22. № 6. С. 169–176. DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-6-169-176
2. Бобкин Н. Н., 2024. Афганистан после вывода войск США: оценка внутренней стабильности и террористических угроз // Россия и Америка в XXI веке. Вып. № 1. DOI: 10.18254/S207054760029800-7
3. Зимин И. А., 2023. Социальные вызовы правительству Талибана // Россия и мир: научный диалог. № 2. С. 171–181. https://doi.org/10.53658/RW2023-3-2(8)-171–181.
4. Мачитидзе Г. Г., 2024. Реанимация теократической модели политического режима Афганистана // Мировая экономика и международные отношения. Т. 68. № 5. С. 39–48. DOI: 10.20542/0131-2227-2024-68-5-39-48
5. Mehmood A., 2024. Afghanistan Invests $35M in Iran’s Chabahar Seaport, Fueling Economic Shift by Extending Trade Connections That Bypass Pakistan // https://themedialine.org/by-region/afghanistan-invests-35m-in-irans-chabahar-seaportfueling-economic-shift-by-extending-trade-connections-that-bypass-pakistan/, дата обращения 08.11. 2024.
6. USAID. Afghanistan – Complex Emergency // https://www.usaid.gov/sites/default/ files/2024-06/2024-06-14_USG_Afghanistan_Complex_Emergency_Fact_Sheet_3. pdf, дата обращения 25.10.2024.
7. Алифирова Е., 2023. Афганистан заключил контракт на добычу нефти в бассейне р. Амударья с китайской компанией // https://neftegaz.ru/news/Geologicalexploration/765788-afganistan-zaklyuchil-kontrakt-na-dobychu-nefti-v-basseyne-ramudarya-s-kitayskoy-kompaniey/, дата обращения 13.11. 2024.
8. Алифирова Е., 2024. Туркменистан и Афганистан приступили к строительству ключевого участка газопровода ТАПИ. И не только // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/854656-turkmenistan-i-afganistan-pristupili-k-stroitelstvuklyuchevogo-uchastka-gazoprovoda-tapi/, дата обращения 06.11.2024
9. Аскерова К., 2022. CNN: США после вывода войск оставили в Афганистане оборудования более чем на $7 млрд // https://www.kommersant.ru/doc/5329409, дата обращения 25.09.2024.
10. Багликова И., 2024. Почему в Афганистане мужчинам запретили носить джинсы, а женщинам – подавать голос // https://www.fontanka.ru/2024/09/26/74135423/, дата обращения 27.09.2024.
11. Беленькая М., 2023. Вода разделила Иран и талибов // https://www.kommersant.ru/doc/6013338, дата обращения 08.11. 2024.
12. Благонравова Л., 2024. Интервью. Женщины-предприниматели в Афганистане: бизнес в условиях тотальной дискриминации // https://news.un.org/ru/interview/2024/05/1451826, дата обращения 23.10.2024.
13. Бушев А., 2023. ООН: В Афганистане практически перестали выращивать опийный мак // https://rg.ru/2023/11/05/oon-v-afganistane-prakticheski-perestalivyrashchivat-opijnyj-mak.html, дата обращения 18.10.2024.
14. Гауз Д., 2022. В Афганистане оформляется диктатура религиозного ордена // https://www.ng.ru/kartblansh/2022-09-11/3_8536_kb.html, дата обращения 25.09.2024.
15. Искандаров К., 2023. Гуманитарная ситуация и проблемы безопасности в Афганистане: взгляд из Таджикистана // https://afghanistan.ru/doc/150209.html, дата обращения 25.09.2024.
16. Каримов Д., 2024. Реализация проекта CASA-1000 близится к завершению // https://rg.ru/2024/10/02/energiia-dobrososedstva.html, дата обращения 06.11.2024.
17. Кривошеев К., 2022b. Спецпредставитель президента по Афганистану Кабулов: талибы не сократили производство наркотиков за год правления // https://www. kommersant.ru/doc/5482070, дата обращения 18.10.2024.
18. Кривошеев К., 2022a. Талибы решили публично ужесточиться // https://www.kommersant.ru/doc/5708620, дата обращения 25.09.2024.
19. Митина Д., 2024. Драконовский указ в Афганистане и формирование нового правительства // https://www.pravda.ru/videochannel/2089662-afganistan/, дата обращения 27.09.2024.
20. Панфилова В., 2024. Москва и Ташкент собираются строить Трансафганскую дорогу // https://www.ng.ru/cis/2024-02-22/5_8960-i_cis2.html, дата обращения 06.11.2024.
21. Резванова А., 2023. Энергетики из Татарстана построят в Афганистане угольные электростанции // https://kazanfirst.ru/articles/608460, дата обращения 13.11. 2024.
22. Серенко А., 2024. Зачем США пересматривать Дохийское соглашение с властями Афганистана // https://www.ng.ru/kartblansh/2024-07-10/3_9046_kb.html, дата обращения 25.09.2024.
23. Строкань С., 2023. Пакистан выдворяет более миллиона нелегалов // https://www.kommersant.ru/doc/6312301, дата обращения 30.10.2024.
24. Строкань С., 2024. Торговля – двигатель антитеррора // https://www. kommersant.ru/doc/6595091, дата обращения 25.10.2024.
25. Фахим С., 2023. Афганистан в региональной системе гидрополитики // https://afghanistan.ru/doc/150294.html, дата обращения 01.11.2024.
Рецензия
Для цитирования:
Харитонова Д.В. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АФГАНИСТАНА ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ВЛАСТИ ДВИЖЕНИЯ «ТАЛИБАН». Геоэкономика энергетики. 2025;(1):118-140. https://doi.org/10.48137/26870703_2025_29_1_118
For citation:
Kharitonova D.V. AFGHANISTAN’S ENERGY POLICY AFTER THE TALIBAN* RETURNED TO POWER. Geoeconomics of Energetics. 2025;(1):118-140. (In Russ.) https://doi.org/10.48137/26870703_2025_29_1_118