СЛОВО РЕДАКТОРА
ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Представлены экономические и геополитические аспекты функционирования Армянской АЭС. Вопросы развития «мирного атома» в Армении представлены в свете долгосрочных стратегических интересов Армении. В частности, большое внимание уделено перспективам наращивания экспорта электроэнергии в рамках электроэнергетического коридора «Север – Юг». Дана характеристика Армянской АЭС как гаранта энергетической безопасности Армении. Установлено, что развитие энергетического комплекса республики с акцентом на солнечную генерацию на фоне постепенного сокращения доли АЭС в энергобалансе содержит в себе риски и угрозы энергетической безопасности и устойчивости. Дана оценка используемому Турцией и Азербайджаном экологическому дискурсу в целях проведения информационной и политической кампаний против Армянской АЭС. Изучены особенности российско-армянских отношений в сфере атомной энергетики. Показано, что в условиях нарастания геополитической конкуренции на Южном Кавказе ряд внерегиональных акторов стремятся обеспечить свое присутствие в атомной энергетике Армении. Отдельно рассмотрены предложения России и США по строительству в республике нового атомного энергоблока. Посредством проведения сравнительного анализа установлено, что наиболее целесообразным для Армении представляется предлагаемый Россией проект.
В условиях усиления геополитической напряженности экономические санкции стали ключевым инструментом принуждения в международных отношениях. Однако их долгосрочные последствия и механизмы адаптации национальных экономик к санкционному давлению остаются областью, требующей системного изучения, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – выявить закономерности и ключевые механизмы адаптации национальных экономик к санкционному давлению на основе сравнительного анализа исторического опыта СССР, Ирана, Венесуэлы и Северной Кореи.
В статье представлен сравнительный анализ исторического опыта адаптации к санкциям на примере четырех стран: СССР, Ирана, Венесуэлы и Северной Кореи. Исследование основано на историко-экономическом методе и сравнительном подходе, позволяющих выявить как универсальные закономерности, так и специфические особенности адаптационных стратегий в различных политико-экономических системах.
В статье определены ключевые факторы, обуславливающие экономическую устойчивость. Установлено, что эффективными механизмами адаптации являются диверсификация внешнеторговых связей и логистических коридоров, создание альтернативных финансовых институтов и инструментов (национальные платежные системы, криптоактивы), а также ускоренное технологическое импортозамещение в стратегических отраслях. Доказано, что результативность этих мер детерминирована типом экономической системы, степенью ее диверсификации и, что критически важно, своевременностью и комплексностью их реализации.
Проведенный сравнительный анализ позволяет выделить комплекс мер для современных государств, находящихся под санкционным давлением. Эмпирически доказано, что, несмотря на отсутствие универсальной модели, успешная адаптация возможна на основе синтеза государственного стратегического планирования, стимулирования внутренних рынков и активного поиска альтернативных экономических партнёров. Выявленные закономерности представляют ценность для разработки эффективной политики в области экономической безопасности.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В рамках данного исследования была рассмотрена стратегия развития области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Турецкой Республике. В статье представлен анализ ключевых документов, стратегий, планов и законодательных актов в энергетической области. Отмечается, что в представленных документах расширение применения ВИЭ рассматривается как ключевой элемент диверсификации энергетической системы Турции и снижения зависимости от внешних источников энергоресурсов. Также планы подразумевают определенную степень локализации технологий для развития промышленного сектора и разработки собственных оборудований. Выявлено, что «зеленая стратегия» Турции корректируется исходя из планов Европейского союза и служат для Анкары ориентиром при разработке политики в области ВИЭ. Представлены ключевые показатели в области ВИЭ на среднесрочную перспективу, которые должны позволить перейти к устойчивой и ресурсоэффективной экономике как к элементу обеспечения конкурентоспособности турецкой экономики на мировой арене. В статье продемонстрированы ключевые показатели ВИЭ в энергетике Турции, представлены мощности добываемой энергии на гидроэлектростанциях, солнечных и ветряных электростанциях. Сделан вывод о том, область возобновляемых источников энергии демонстрирует динамичное развитие, благодаря чему Анкара будет стремиться понижать свою зависимость от внешних источников энергоресурсов.
В настоящей статье рассматривается международная экспансия Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) как ключевой пример для понимания взаимосвязи государственной власти и корпоративного управления в мировом энергетическом секторе. CNPC одновременно является крупнейшим государственным предприятием КНР в нефтегазовом секторе и политическим инструментом Коммунистической партии Китая (КПК), влияющей на управленческие стимулы, стратегические решения и проекты за рубежом. В работе проводится институциональный анализ со сравнительными примерами из региона Африки и Латинской Америки. Исследуется структура управления CNPC, финансовая и дипломатическая поддержка со стороны государства и реализация проектов. Отражены противоречия между экономическими интересами и политическими директивами. Опыт Венесуэлы, Судана, Чада и Эквадора показывает, что CNPC процветает в условиях, характеризующихся слабыми институциональными рамками и ограниченной прозрачностью, когда межправительственные соглашения и долгосрочные политические обязательства обеспечивают рычаги влияния. В то же время его деятельность приносит неоднозначные результаты принимающим странам, включая инвестиции в развитие инфраструктуры, а также долговую нагрузку, экологические риски и проблемы управления. Делается вывод, что CNPC является примером «глобализации, инициированной государством», в которой государственные компании функционируют одновременно как участники рынка и инструменты национальной стратегии, подчеркивая более широкие последствия подъема КНР на Глобальном Юге.
ЭКОЛОГИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Шельфовая ветроэнергетика представляет собой один из приоритетных векторов развития возобновляемой энергетики, играя важную роль в процессе глобального энергетического перехода и достижении целей в области устойчивого развития. В условиях необходимости декарбонизации экономики и диверсификации энергетического баланса страны, имеющие выход к морю, получают стратегическое преимущество за счет возможности освоения офшорного ветропотенциала. Азербайджан, обладая оценочным техническим потенциалом в объеме до 157 ГВт в акватории Каспийского моря, представляет собой перспективное направление для развития шельфовой ветроэнергетики. Несмотря на благоприятные природно-географические условия, на момент проведения исследования в стране не был реализован ни один офшорный проект. В статье проведен комплексный анализ ключевых барьеров, ограничивающих развитие сектора, включая технологические, экономические и институциональные аспекты. Методология исследования основана на применении SWOT-анализа и сценарного подхода, что позволяет определить условия, необходимые для формирования эффективной ветроэнергетической отрасли в прибрежной зоне Азербайджана. Особое внимание уделяется вопросам государственной поддержки, развитию специализированной инфраструктуры, а также стимулированию инвестиций со стороны частного сектора. Учитывая усиливающийся мировой интерес к возобновляемым источникам энергии, интегрированный подход к планированию и реализации шельфовых проектов становится особенно актуальным. Статья предлагает несколько сценариев развития шельфовой ветроэнергетики, из которых наиболее перспективным представляется экспорт электроэнергии по трансрегиональным энергетическим коридорам в Европу. Автор подчеркивает необходимость системного и межсекторального подхода к развитию шельфовой ветроэнергетики как инструмента устойчивого роста, энергетической безопасности и декарбонизации. Только при наличии целостной стратегии возможно полное раскрытие потенциала шельфовой ветроэнергетики и интеграция Азербайджана в международные энергетические цепочки.
В статье исследуется проблема энергоперехода стран Персидского залива. Для стран региона эта задача представляет особое значение, поскольку государства Персидского залива зависят от добычи и экспорта углеводородных ресурсов. В то же время страны региона имеют различные стратегии энергоперехода. Анализ текущей ситуации показывает, что часть государств (Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) делают ставку на ветровую и солнечную (ОАЭ) энергию, другие страны, такие как Султанат Оман и Королевство Бахрейн, Кувейт, начинают внедрять возобновляемые источники энергии (ВИЭ), но в меньших масштабах по сравнению с вышеперечисленными странами. Катар, в свою очередь, сосредоточен на продолжении развития сжиженного природного газа (СПГ), но он также начинает рассматривать проекты для инвестирования в ВИЭ. В статье выявлены общие подходы стран Персидского залива к процессу энергоперехода, а также выделены особенности, характерные для каждого из государств. В целом, реализация энергоперехода сталкивается с рядом трудностей, среди которых следует выделить зависимость от нефти и газа (так как они остаются экономично выгодными для потребителей и стран-экспортеров), ряд технологических трудностей (то есть разработка и внедрение новых технологий для добычи и использования ВИЭ могут сталкиваться с нехваткой необходимой инфраструктуры), недостаток инвестиций и т. д. Для таких государств, как КСА (несмотря на обширные финансовые ресурсы, сталкивается с рисками, связанными с покрытием затрат на ВИЭ), Бахрейн и Кувейт, энергопереход создает определенные риски для экономического развития, поскольку требует дополнительного финансирования. В то же время такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты, Катар и КСА, рассчитывают получить значительные преференции от реализации энергоперехода, поскольку это приведет к диверсификации экономики и откроет дополнительные возможности. В статье сделан вывод, что страны Персидского залива рассматривают энергопереход в качестве возможности диверсифицировать национальные экономики.
ИНСТИТУТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В статье проведено многоаспектное исследование эволюции потребительской кооперации как значимого социально-экономического института, прошедшего путь от советской плановой системы до современной рыночной модели. Особое внимание уделено анализу правовых основ и экономических механизмов функционирования кооперативов в различные исторические периоды, включая детальное рассмотрение трансформации их роли в условиях изменения общественно-экономической парадигмы.
На основе сравнительного анализа советского и постсоветского опыта раскрывается значительный потенциал потребительской кооперации как действенного инструмента развития международного экономического сотрудничества в рамках таких интеграционных объединений, как ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Исследование демонстрирует, что адаптированные к современным реалиям принципы кооперации способны обеспечить эффективное взаимодействие между странами-участницами этих объединений.
В работе предложены конкретные механизмы и организационно-правовые формы интеграции потребительской кооперации в систему международных экономических связей, включая разработку совместных программ развития и создание координирующих органов. Особый акцент сделан на необходимости учета исторического опыта СССР при формировании перспективных направлений кооперативного сотрудничества, что позволяет оптимально сочетать проверенные временем подходы с современными требованиями глобальной экономики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексных рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы и созданию эффективных финансово-экономических механизмов поддержки кооперации, направленных на укрепление ее позиций в системе международного экономического партнерства и обеспечение устойчивого развития кооперативного сектора в долгосрочной перспективе.
МИРОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
В статье рассматривается вопрос о строительстве глубоководного порта Анаклия в грузинском регионе Самегрело – Земо – Сванети. Указывается, что сама идея постройки такого глубоководного порта возникла еще в конце советской эпохи и рассматривалась в качестве перспективного экономического проекта после обретения Грузией независимости в 1990-е гг.
Старт проекту строительства порта в Анаклии был дан во второй половине правления Михаила Саакашвили, когда этот проект рассматривался как дополнение к строительству города Лазика, который должен был стать финансовым центром страны.
Подробно рассмотрены вопросы замораживания строительства порта Анаклия и реанимирования этого проекта в период правления партии «Грузинская мечта» (2012–2025 гг.). В частности, рассмотрены вопросы соотношения между строительством порта Анаклия и внутриполитической конъюнктурой в Грузии. В частности, показана взаимосвязь между усилиями определенных грузинских финансовых кругов по строительству Анаклии и политической борьбой внутри «Грузинской мечты» между сторонниками и противниками премьер-министра Г. Квирикашвили.
Особое внимание уделено геополитическому значению проекта строительства порта Анаклия, месту и роли этого проекта в борьбе Китая и США за политический и экономический контроль над Грузией.