МИРОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
В статье представлен авторский ракурс исследования проблематики, связанной с феноменом транспортных коридоров. Тема, получившая достаточное отражение в академической литературе, по-прежнему остаётся востребованной, что связано с динамичностью самого объекта исследования. Слабо разработанным аспектом проблемы остаётся геополитическая составляющая процессов формирования, становления и развития транспортных коридоров. На восполнение этой лакуны направлена представленная статья.
В представленной работе ставилась цель изучить влияние геополитических факторов на развитие транспортных коридоров, изменения их структуры. В рамках этой цели были проведены исследования по следующим направлениям: изучение природы геополитических факторов, политических мотивов создания, управления и контроля за транспортными коридорами. В результате автором обоснован качественно новый уровень сложности мирового геополитического ландшафта, обуславливающий развитие транспортных коридоров. В статье исследованы процессы формирования двух диалектически противоположных тенденций: «сжатия» пространства за счёт увеличения интенсивности и скорости коммуникации и его «расширения» в силу интеграции в глобальную транспортную систему новых территорий. Статья дополняет содержание, которое агрегируется вокруг назревшей необходимости формирования новой научной дисциплины «геополитика транспорта».
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
После распада СССР Турция приступила к формированию энергетической политики в отношении Каспийского региона. В силу географического положения и экономических возможностей турецкая энергетическая политика сделала акцент на развитии отношений с Азербайджаном. Этому способствовала позиция западных стран, которые поддержали проекты доставки нефти и газа, добываемых в Азербайджане, в сторону Турции. Через реализацию серии трубопроводных проектов с Азербайджаном и Грузией Турция получила доступ к Каспию. В результате Турция превратилась в ключевого игрока, который, с одной стороны, получил рычаги влияния на Баку, с другой стороны, имеет возможность регулировать объем поставок газа в Европу. Усилив свои позиции на западном побережье Каспийского моря, Турция была заинтересована расширить своё присутствие, в том числе в сфере энергетики, на восточном побережье – в Туркменистане и Казахстане. Осуществить это возможно при условии строительства транскаспийских трубопроводов или реализации энергетических коридоров по Каспию. Однако в этом вопросе Турция должна будет учитывать положения Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая была принята в 2018 г. Документ определил подходы к прокладке экспортных трубопроводов по дну Каспия. Кроме того, турецкая политика столкнётся с позицией России и Ирана, которые не заинтересованы в усилении Турции в Каспийском регионе и, тем более, реализации проектов трубопроводов. В начале 2021 г. Азербайджан и Туркменистан договорились о разработке спорного нефтегазового месторождения на Каспии, тем самым сделав шаг к налаживанию энергетического сотрудничества. Этим фактом постарается воспользоваться Турция, для которой азербайджано-туркменское сотрудничество придаст новый импульс к продвижению своих интересов на Каспии.
В статье рассматриваются особенности взаимодействия России с Молдавией в энергосфере, основные направления инвестиционной политики России в данной сфере, анализируются итоги реализации инвестиционной программы АО «Молдовагаз» (Moldovagaz) в 2020 г., исходя из того, что в целом объем инвестиций в развитие сетей в системе «Молдовагаза» в прошедшем году увеличился втрое.
В статье утверждается, что активная инвестиционная политика в газовой сфере республики в значительной степени стала возможной благодаря поставкам российского газа Молдавии по льготной цене. В статье рассматривается также обоснованность критики «Молдовагаза» относительно её эффективности. Статья рассматривает перспективы присоединения страны к Третьему энергопакету ЕС в текущем году, целью которого является попытка Кишинёва выйти на европейский энергетический рынок с одновременным ослаблением жёсткой зависимости от российского газа. Препятствием на этом пути является большая совокупная задолженность Молдавии перед «Газпромом», негативное отношение которого к условиям Третьего энергопакета давно известно.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья посвящена исследованию развития энергетического сектора в Швейцарской Конфедерации. Выявлены ключевые тенденции на швейцарском энергетическом рынке: сокращение общего объёма потребления энергии в стране, какие энергоносители занимают наибольшую долю в структуре потребления, тенденции в законодательной базе, регулирующей энергетический сектор. В 2017 году была принята новая Энергетическая стратегия до 2050 года, основной посыл которой заключается в постепенном отказе от использования ядерной энергии и переходу на возобновляемые источники энергии. Наиболее важными видами энергии, используемыми в Швейцарии, являются нефть, электричество от атомных и гидроэлектростанций и природный газ. Наибольшее количество энергии потребляет транспортный сектор. Также были проанализированы динамика и соотношение показателей собственной выработки, экспорта, импорта энергии Швейцарии. По причине очень маленького количества месторождений полезных ископаемых около 75 % энергии поставляются в страну государствами-партнёрами. В импорте значительную долю занимают топливные ресурсы (нефть и нефтепродукты), в экспорте – электроэнергия. Рассмотрено энергетическое сотрудничество Швейцарии и стран Европейского Союза – современный этап, динамика поставок топливных энергоресурсов, выявлены перспективы развития взаимоотношений в энергетической сфере. На протяжении 10 последних лет страны Европейского Союза занимают около 100 % в структуре поставок топливных ресурсов в Швейцарию. Швейцария ведёт переговоры с ЕС о двустороннем соглашении в электроэнергетическом секторе с 2007 года. Ключевой перспективой в энергетическом сотрудничестве Европейского Союза и Швейцарской Конфедерации является переход от использования не возобновляемых топливных энергетических ресурсов и ядерной энергетики к возобновляемым энергоносителям.
ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
В статье автор рассматривает нефтегазовый сектор энергетики Пакистана, который является нетто-импортёром энергетических ресурсов. Исследователь отмечает, что развитию энергетики препятствует нестабильная социально-политическая ситуация в республике (объединение оппозиционных партий, митинги и беспорядки с требованием отставки правительства), а также процесс выхода республики из экономического кризиса и выполнение взятых на себя обязательств по выплатам кредитов (от МВФ, а также от Китая и Саудовской Аравии). Всё это существенно сказывается на ситуации в энергетической сфере, где северная густонаселённая провинция Пенджаб не обеспечена энергетическими ресурсами в полной мере. Тем не менее правительство И. Хана прилагает усилия по модернизации энергетической сферы республики. Так, в конце 2020 г. был подписан дополнительный протокол к межправительственному соглашению 2015 г. между Россией и Пакистаном, который позволит начать строительство в июле 2021 г. магистрального газопровода «Пакистанский поток» (бывший Север – Юг). Он свяжет юг страны, г. Карачи и г. Гвадар, где расположены регазификационные терминалы сжиженного природного газа, и г. Лахор на севере страны. Несомненно, это будет способствовать социально-экономическому развитию населения. Исследователь отмечает, что в планах Исламабада – помимо строительства «Пакистанского потока» реализовать другой магистральный газопровод – Иран – Пакистан – Индия. Пакистан планирует завершить строительство его на своей территории в 2024 г., однако всё ещё сохраняются факторы риска при его реализации – в частности, Индия снова вышла из данного проекта.
Автор обращает внимание на то, что в настоящее время Исламская Республика сосредоточена на покупке СПГ и именно поэтому ведётся активное строительство регазификационных терминалов СПГ. Несмотря на проблемы с безопасностью внутри республики (террористическая активность в провинции Белуджистан) и наличие общей протяжённой границы с Афганистаном, Исламская Республика стремится улучшить свой инфраструктурный и будущий транзитный потенциал. Это происходит не только с помощью основного инвестора со стороны Китая, который несколько осторожнее, чем до пандемии новой коронавирусной инфекции, стал относиться к инвестициям в инфраструктурные проекты, в частности в Пакистан. Исламабад со своей стороны пытается заручиться поддержкой других платёжеспособных региональных государств – монархий Персидского залива. Инвестиции монархий Персидского залива не отменяют экономический кризис и рост инфляции в Исламской Республике, но несколько спасают страну от полного экономического коллапса.
ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
21 января 2021 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Туркмении и Правительством Азербайджанской Республики о совместной разведке, разработке и освоении углеводородных ресурсов месторождения «Достлуг» («Дружба») в Каспийском море. Это событие вызвало широкий резонанс как в политических и экспертных кругах прикаспийских стран, так и среди внерегиональных акторов, что вызывает необходимость оценки влияния достигнутых договорённостей на геополитику и геоэкономику Каспийского региона. В статье автором изучается история взаимоотношений Баку и Ашхабада вокруг вопроса о принадлежности спорного месторождения Сердар (Кяпаз), получившего в подписанном меморандуме новое название, анализируются оценки, которые были даны этому событию как в прикаспийских, так и во внерегиональных странах, в первую очередь в США, компании которых с 1990-х занимают ведущие позиции в каспийских энергетических проектах.
Проведённое автором исследование позволило прийти к выводу, что и участники соглашения, и третьи страны, имеющие на Каспии геополитические и геоэкономические интересы, восприняли прекращение пограничного спора между Баку и Ашхабадом в бассейне Каспийского моря как необходимое условие для подготовки к строительству Транскаспийского трубопровода и соединению рынка туркменских углеводородных продуктов с Европой. Вместе с тем, с учётом того что строительство новых трубопроводов на Каспии зависит от значительного количества факторов как экономического, так и неэкономического характера, автором выделяются иные направления возможного воздействия туркмено-азербайджанского меморандума о взаимопонимании на геоэкономическую ситуацию на Каспии и геополитику региона. Также в статье предлагаются меры, которые позволят России в сложившихся условиях сохранить своё влияние в одной из перспективных точек каспийского экономического роста и регионального сотрудничества.
ИНФРАСТРУКТУРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
В цикле статей* автор анализирует внутрии внешнеполитические тенденции последнего времени, существенно влияющие на текущее состояние и перспективы дальнейшего развития топливно-энергетических секторов Казахстана, Узбекистана и Туркмении – государств Центральной Азии, обладающих значительными запасами углеводородного сырья. Данная статья посвящена текущей ситуации в ТЭК Республики Казахстан.
Разворачивающийся процесс обострения геополитической и геоэкономической конкуренции на мировой арене существенно повышает уровень рисков, актуализирует прежние и генерирует новые проблемы экономического развития центральноазиатской республики. Автор оценивает влияние этих процессов на перспективы внешнеполитических и внешнеэкономических стратегий развития и общерегиональную стабильность. Отдельно автор рассматривает и оценивает основные проблемы, существующие в ТЭК республики, указаны перспективные направления их возможного разрешения и смягчения.
В условиях мировой геополитической турбулентности регион, сталкивающийся с многочисленными вызовами и угрозами экономической и социально-политической стабильности, оказывается в ситуации чрезмерной зависимости от глобальных игроков на мировом геоэкономическом поле. Следовательно, такой регион будет вынужден корректировать ранее сложившиеся модели экономического развития и внешнеполитического позиционирования.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБЩИЕ РЫНКИ
Рассмотрены основные проблемы формирования общего рынка электроэнергии ЕАЭС. Дана характеристика основным мероприятиям, нацеленным на обеспечение электроэнергетической интеграции. Посредством анализа основных показателей электроэнергетической отрасли стран – членов ЕАЭС определены специфические сильные и слабые стороны национальных рынков электроэнергии. Установлено, что в ЕАЭС наблюдается профицит электроэнергии. При этом показано, что установленная генерирующая мощность ЕАЭС имеет потенциал для увеличения объёмов генерации электроэнергии. Выявлено, что электроэнергетика ЕАЭС в состоянии обеспечить возрастающие потребности государств-членов с выработкой долгосрочных экспортных стратегий, что будет способствовать стабилизации цен на электроэнергию на внутренних рынках стран-членов. Установлено, что строительство электроэнергетического коридора Север – Юг предоставит Армении возможность выхода на электроэнергетические рынки ЕАЭС с преодолением имеющейся инфраструктурной оторванности. Рассмотрены риски и издержки либерализации как важного предусловия формирования общего рынка электроэнергии ЕАЭС. Показано, что главным препятствием на пути формирования общего рынка является отсутствие у стран-членов единого видения либерализации национальных рынков. Рассмотрены риски либерализации электроэнергетического рынка Армении с учётом экспортных возможностей армянской энергосистемы.
МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ
Сегодня уделяется большое внимание охране окружающей среды, и Европейский союз не является исключением. Осуществляя политику в энергетической сфере, EC заботится в первую очередь о состоянии экологии. Именно поэтому Европейский союз является тем объединением, который активно развивает альтернативные источники энергии. И, несмотря на имеющиеся разногласия между странами – участницами блока, политику можно считать успешной. Кроме того, в 2019 г. Европейский союз, как и весь мир, оказался поражён такой инфекцией, как COVID-19. Несмотря на то что сложившаяся эпидемиологическая обстановка оказала негативное влияние на энергетический сектор, ЕС стремится наладить сложившуюся ситуацию посредством государственных выплат и субсидий. Такая политика позволяет странам-участницам продолжать развиваться в сфере энергетики. Рассматривая взаимозависимость экологической и энергетической сфер, важно также отметить, что в Европейском союзе присутствует и успешно функционирует законодательство, которое позволяет контролировать уровень загрязнения окружающей среды и не допускать, чтобы энергетическая политика оказывалась выше по значению, чем экология.
Главное направление энергетической политики Европейского союза на данный момент – создание единого рынка. Такие стремления обусловлены тем, что основополагающим принципом существования и функционирования блока является интеграция. Однако идея о создании единого рынка в ближайшее время не является осуществимой, так как присутствуют многочисленные разногласия стран-участниц. В качестве примера можно привести Францию, которая заботится в первую очередь о своих национальных интересах и поэтому разработала собственную программу в энергетической сфере.
Тем не менее Европейский союз стремится к тому, чтобы проводить качественную политику в сфере энергетики, уделяя особое внимание и разногласиям стран-участниц, и вопросам экологии, и существующим кризисам.