СЛОВО РЕДАКТОРА
ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Статья посвящена рассмотрению как с теоретической, так и с практической точки зрения неофициальной новой внешнеполитической идеологии коридоров Турецкой Республики, которая дополняет появившуюся ранее идеологию хаба. Ключевой целью исследования является изучение взаимосвязи идейно-ценностных концептов «хаб» и «коридор» и способов их применения прежде всего в рамках энергетической и торгово-экономической политики Анкары.
Идея хаба заключается в позиционировании Турции в качестве крупного логистического, энергетического, транспортного, торгового и т. д. центра мирового масштаба. При этом достигается данный статус за счет нескольких неотъемлемых и взаимодополняющих механизмов: туркоцентричной интеграции и коридоров, посредством которых Турция приближает себя к этой цели. Типы коридоров могут варьироваться в зависимости от того, хаба какой именно формы Турецкая Республика стремится достичь, например экономического, продовольственного, энергетического, транспортного, хаба безопасности.
Наиболее эффективна идеология коридоров в торгово-экономической плоскости. Именно поэтому основным маршрутом для современной Турции остается макрокоридор Европа – Китай, который позволит ей выйти на другой, надрегиональный уровень и встроить себя в проект «Один пояс – один путь» в качестве одного из важнейших его участников. Для реализации этой стратегии Турция выстраивает мини-коридоры в лице различных проектов, позволяющих ей так или иначе соприкасаться одновременно с Европой, Азией или сопряженными территориями. Среди них: Трансанатолийский газопровод, «Срединный коридор», ТРАСЕКА и другие. Тем не менее для осуществления достаточно амбициозных планов Турции требуется большое количество ресурсов и финансовых средств, которыми Анкара не располагает. Дальнейшая политика Турции на этом направлении будет зависеть от действий правящей элиты, отношений с партнерами и положения других региональных мини-хабов, прежде всего Азербайджана и Казахстана.
В статье рассматриваются турецкие подходы и стратегия в отношении стран Каспийского региона и Центральной Азии на новом этапе перестройки внешней политики Турции в рамках задачи превращения в крупного регионального и в перспективе мирового игрока. Фокус в исследовании делается на интересе Анкары к инфраструктурным проектам региона и его энергетическим ресурсам, за счет которых Турция решает и стремится ещё больше укрепить свою энергетическую безопасность. C момента распада СССР Турция использовала появление новых независимых государств, близких ей культурно и лингвистически, чтобы максимально нарастить влияние за счёт продвижения выгодных ей энергетических и инфраструктурных проектов. Упор был сделан на использовании выгодного геостратегического положения Турции с выходом к Мировому океану и транспортной и инфраструктурной связанности с ЕС, Ближним Востоком, Севером Африки, бассейном Каспийского моря. Ставка на прозападные геополитические инфраструктурные проекты Каспийского региона оказалась успешной, и Турция замкнула на себе ключевые энергетические проекты, связывающие регион с мировыми энергетическими рынками. Несмотря на успешную реализацию нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум и его продолжения, TANAP и TAP, Турция продолжает активно реализовывать стратегию превращения себя в энергетический и транспортный хаб Евразии, чтобы замкнуть на себе основные потоки энергоресурсов и товаров, тем самым обеспечивая конкуренцию поставщиков и снижая цены на внутреннем рынке, зависящем от импорта.
ТЭК РОССИИ И ВНЕШНИЕ РИСКИ
На современном этапе производство и экспорт СПГ являются одним из приоритетных направлений энергетической политики Российской Федерации. В силу развивающейся тенденции стремительного роста мирового рынка СПГ сохранение за Россией конкурентоспособности и лидерства на мировом газовом рынке и обеспечение возможностей для социально-экономического развития страны во многом будут связаны со способностью России занять ведущие позиции в сфере экспорта СПГ. Цель статьи – охарактеризовать роль и определить место Китая в развитии крупнотоннажного производства и экспорта российского СПГ. В статье оценивается место России среди крупнейших мировых экспортеров СПГ, прослеживается процесс развития крупнотоннажного производства СПГ в России и схематично обозначается ситуация с привлечением зарубежных партнеров к реализации российских СПГ-проектов. Также в статье оценивается современная энергетическая стратегия и обеспеченность природным газом Китая как страны, на текущий момент выступающей «премиальным» зарубежным партнером НОВАТЭКа в реализации российских крупнотоннажных СПГ-проектов – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2». Делается вывод о том, что участие Китая в российских СПГ-проектах обусловлено как коммерческими интересами, стремлением обеспечить надежные каналы импорта СПГ, содействовать развитию производственных мощностей Китая и его выходу на мировые рынки в сфере производства специального оборудования для СПГи арктических проектов, так и политическими соображениями – стремлением повысить статус Китая как крупного актора в Арктике и укрепить всеобъемлющие стратегические отношения с Россией, усилив их экономический базис и добавив новое направление сотрудничества.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
История отношений Саудовской Аравии и США насчитывает более 80 лет. Изначально взаимодействие Эр-Рияда и Вашингтона строилось по модели «нефть в обмен на безопасность», чем обосновывается актуальность изучения влияния нефтяного фактора на динамику американо-саудовских отношений. В статье анализируются основные этапы развития двусторонних отношений КСА и США в ХХ – начале XXI в. и на современном этапе с учётом внутренних и внешних факторов, а также в контексте региональных и глобальных процессов. Процесс формирования и развития нефтяного сектора экономики Саудовской Аравии и Saudi Aramco, прошедшей путь от американской концессии до ведущей национальной компании, рассмотрен с точки зрения эволюции внешнеполитического курса королевства и динамики отношений с Вашингтоном. Особое внимание уделяется политико-экономическому аспекту, идейно-ценностным и личностному факторам. Каждый из правящих монархов династии Аль Сауд корректировал развитие королевства согласно личному взгляду на образ будущего страны, а также исходя из текущих интересов правящих элит. Так, кардинальные изменения произошли после восхождения в 2015 г. на престол нынешнего короля Салмана ибн Абд-аль-Азиза, который назначил наследным принцем своего любимого сына Мухаммада, вставшего во главе амбициозного модернизационного проекта
«Видение-2030», направленного не только на ряд существенных реформ в социально-экономической сфере, но и на избавление Саудовской Аравии от «нефтяной иглы», что оказало сильное влияние на состояние отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном. Анализируется текущее состояние американо-саудовских отношений в условиях глобальных трансформаций постбиполярного периода и в контексте украинского кризиса 2022 г., так как они имеют непосредственное воздействие не только на региональные процессы зоны Персидского залива, Ближнего и Среднего Востока, но и на мировые энергетические рынки.
ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В рамках данного исследования было рассмотрено влияние энергетического фактора на российский проект инклюзивной архитектуры безопасности на Ближнем Востоке в контексте трансформации современной системы международных отношений. Выявлена важность учета экономического и политического аспектов в вопросе осуществления и поддержания энергетической безопасности на региональном и глобальном уровнях. В статье рассмотрены два актуальных кейса ближневосточной энергетической повестки: углеводородный, связанный с вопросами нефтедобычи и ценообразования на мировом рынке, а также атомный, связанный как со строительством Россией АЭС в странах региона, так и с ситуацией вокруг иранской ядерной сделки, с учетом возможных рисков эскалации. Сделан вывод об уникальной сложившейся на Ближнем Востоке ситуации, при которой США не имеют абсолютного влияния на процессы в энергетической сфере. И если Москва воспользуется положением, то, используя отработанные возможности инклюзивной архитектуры безопасности, возможно создать долгосрочную гибкую и вместе с тем эффективную систему многовекторной безопасности на Ближнем Востоке.
В статье рассматриваются основные тенденции изменений в мировой энергетике по мере усиления мировой геополитической и геоэкономической турбулентности. Оцениваются перспективы государств Центральной Азии и их нефтегазовых ресурсов в меняющихся с начала текущего года условиях. При этом данный комплекс значимых и масштабных вопросов анализируется с точки зрения национальных интересов Российской Федерации. Данная опция выбрана в связи с ключевым характером ТЭК России на постсоветском пространстве, имеющего флагманский характер для центральноазиатских экономик, внешнеэкономической деятельности стран региона. Отдельной темой рассмотрения является транзитно-логистический потенциал территории Центральной Азии с точки зрения обсуждаемых в последнее время возможностей трансформаций сырьевых потоков региона на мировые (европейские в первую очередь) рынки. Также рассматриваются основные меры поддержки экономики России в условиях беспрецедентного санкционного давления и перспективы противодействия односторонне вводимым странами Запада санкциям в энергетической сфере.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В статье рассматривается изменившаяся в связи с российской спецоперацией на Украине энергетическая ситуация в Молдавии, формально соблюдающей нейтралитет, но в своей публичной риторике и отдельных действиях фактически вставшей на украинскую сторону. Несмотря на то что Кишинев не выполнил ряд положений заключенного в октябре 2021 г. контракта с «Газпромом», последний продолжил поставки газа в Молдавию, в том числе по гуманитарным соображениям. Немаловажным обстоятельством является также необходимость обеспечения энергобезопасности Приднестровья, тесно связанного с Молдавией энергомаршрутами. Несмотря на объективную и жесткую зависимость Молдавии от российского газа, Кишинев, демонстрируя приверженность евроатлантической «солидарности», продолжает поиски в настоящее время малоперспективных альтернативных источников энергии. В их числе – присоединение к единой европейской газовой площадке, закупки резервного газа для хранения в газохранилищах и проч. Эти действия носят характер полумер и не смогут обеспечить энергобезопасность, особенно в осенне-зимний период. В статье анализируются основные тенденции развития энергетической ситуации в Молдавии в условиях высокой степени неопределенности, сложившейся на региональном и мировом газовом рынке.
Проведен обзор рынка нефтепродуктов Армении на современном этапе. Представлены структура и основные показатели рынка. Рассмотрена динамика импорта бензина и дизельного топлива в Армению, а также показана динамика увеличения количества игроков на рынке нефтепродуктов Армении за 2017–2021 гг. Определён удельный вес отдельных компаний на рынке. Изучена география импорта нефтепродуктов в Армению. Определена доля российских, иранских, болгарских, туркменских и пр. нефтепродуктов на армянском рынке. Изучены попытки диверсификации рынка. В частности, рассмотрены вопросы вхождения на армянский рынок компании Petrocas в контексте реализации стратегии госкорпорации «Роснефть». Отдельное внимание уделено возможности вхождения на армянский рынок британо-нидерландской компании Shell. В этой связи дана оценка распространившемуся в Армении дискурсу о возможности проникновения на армянский рынок азербайджанских нефтепродуктов через указанные компании. Рассмотрены перспективы реализации соглашения между Арменией и Казахстаном о взаимодействии в сфере поставок нефтепродуктов.
Изучены вопросы ценовой политики на рынке нефтепродуктов Армении и проведено сравнение с ценами в странах постсоветского пространства.
ЭКОЛОГИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В современных условиях социально-экономического, политико-правового и административно-хозяйственного развития, а также геополитического положения России НТИ может выступать в качестве перспективного инструмента модернизации и цифровизации народного хозяйства России в рамках промышленной политики и регионального развития. Приоритетность задачи системной реализации стратегии импортозамещения обуславливает актуальность максимально эффективного задействования всех имеющихся механизмов, включая НТИ. Предполагается, что новаторские идеи, зарождающиеся и реализующиеся с помощью проектов НТИ, в ближайшей перспективе скажутся масштабными эффектами в развитии России: лидирующие позиции отечественных компаний на новых мировых рынках, улучшение качества жизни населения страны, цифровая реиндустриализация российской экономики, насыщение экспортной статьи инновационной продукцией и т. д. Развитие НТИ требует от России новых, нетрадиционных подходов в организационно-управленческой, хозяйственно-экономической, социальной, правоприменительной и иных сферах общественной жизни. В данной статье проанализированы инструменты и механизмы промышленной политики, направленные на стимулирование инновационной деятельности в регионах, а также рассмотрена роль и место НТИ в проведении промышленной политики в России и решении задач пространственного развития.