Preview

Геоэкономика энергетики

Расширенный поиск
№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИНФРАСТРУКТУРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

6-30 80
Аннотация

В цикле статей автор анализирует внутри- и внешнеполитические тенденции последнего времени, существенно влияющие на текущее состояние и перспективы дальнейшего развития топливно-энергетических секторов Казахстана, Узбекистана и Туркмении – государств Центральной Азии, обладающих значительными запасами углеводородного сырья. Данная статья посвящена текущей ситуации в ТЭК Республики Узбекистан и Республики Туркмения.

Разворачивающийся процесс обострения геополитической и геоэкономической конкуренции на мировой арене существенно повышает уровень рисков, актуализирует прежние и генерирует новые проблемы экономического развития центральноазиатских республик. Автор оценивает влияние этих процессов на перспективы внешнеполитических и внешнеэкономических стратегий развития и общерегиональную стабильность. Отдельно автор рассматривает и оценивает основные проблемы, существующие в ТЭК республик, указаны перспективные направления их возможного разрешения и смягчения.

В условиях мировой геополитической турбулентности регион, сталкивающийся с многочисленными вызовами и угрозами экономической и социально-политической стабильности, оказывается в ситуации чрезмерной зависимости от глобальных игроков на мировом геоэкономическом поле. Следовательно, такой регион будет вынужден корректировать ранее сложившиеся модели экономического развития и внешнеполитического позиционирования.

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЭНЕРГОСЕКТОРА

31-50 89
Аннотация

Мировой энергетический сектор вошёл в состояние «новой нормальности». Этот термин в настоящее время применяется для описания положения дел, к которому пришло общество в связи с коронавирусом. Сейчас он стал широко употребляться и у нас в стране. Обычно под этим термином понимаются изменения, происходящие под влиянием кризиса в обществе и в экономической сфере, он обозначает что-то, что раньше выходило за рамки нормы, но в данный момент стало обычным явлением. Однако ситуация с «новой нормальностью» складывается гораздо сложнее. Для нашей страны наиболее важной характеристикой «новой нормальности» следует назвать то, что пандемия COVID-19 послужила предлогом для продвижения ценностей устойчивого развития, новой экономики и энергетического перехода.

Особенно заметно данные тенденции проявляют себя в Европейском союзе. Здесь масштабную задачу преодоления негативных последствий пандемии коронавируса стремятся перевести в драйвер кардинальной зелёной трансформации европейской экономики и энергетики. В частности, это проявляет себя в намерении руководства Евросоюза ввести в ближайшие годы механизм углеродной корректировки границ.

В свою очередь, происходящее в условиях перехода к «новой нормальности» кардинальное повышение глобальной роли низкоуглеродной повестки вызывает всё более сильное давление на потребителей и производителей ископаемых энергоресурсов. Очевидно, что всё это приводит к появлению принципиально новых угроз и вызовов для России, особенно учитывая ту важнейшую роль, которую энергетика играет для нашей страны. Россия является одним из крупнейших в мире потребителей, производителей и экспортёров энергетических ресурсов. Кроме того, российский экспорт уже в силу своей структуры отличается повышенной углеродоёмкостью. Поэтому глобальные тенденции в сфере производства и потребления энергетических ресурсов имеют для нашей страны особое значение. Они оказывают влияние не только на её социально-экономическое положение, но и на внешнеполитические позиции. От того, насколько эффективно Россия сумеет приспособиться к условиям

«новой нормальности», будет зависеть будущее российского энергетического комплекса и, соответственно, перспективы развития всей страны в целом. В подобных условиях от России требуется скорейшая выработка системной и долгосрочной энергетической политики, которая позволила бы минимизировать или даже обращать в свою пользу те вызовы, которые предъявляет новая глобальная энергетическая реальность.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

51-65 54
Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции взаимодействия Румынии и Молдавии в энергетической сфере. В контексте стратегического партнёрства Бухареста и Кишинёва энергетике отводится особая роль. Молдавские политики всерьёз рассчитывают, что Румыния ослабит энергетическую зависимость Молдавии от российского газа. В статье анализируются причины, в соответствии с которыми Молдавии в ближайшей перспективе не удастся осуществить это. В первую очередь это обусловливается тем, что Румыния в настоящее время сама является нетто-импортёром газа и может поставлять Молдавии лишь реэкспортируемый российский газ по завышенной цене. При этом, несмотря на особую заинтересованность Румынии в тесных отношениях с Молдавией, Бухарест осуществляет многопрофильную газовую политику, в том числе и во взаимодействии с Болгарией, тем самым стремясь приобрести статус региональной энергетической державы.

В статье анализируются особенности функционирования Румынии на топливном рынке Молдавии, где она уже занимает одно из ведущих мест, рассматриваются также законодательные инициативы молдавского парламента по регулированию топливного рынка, которые в конечном счёте могут привести к его монополизации несколькими крупными компаниями, в том числе с участием румынского капитала.

Особое внимание уделяется геополитическим и геоэкономическим мотивам, которыми руководствуется энергетическая политика Бухареста в отношении Молдавии.

66-83 86
Аннотация

В статье даётся оценка результатов деятельности российских нефтегазовых компаний в странах Арабского Востока на основе исследования генезиса взаимоотношений СССР и стран региона в энергетической сфере и текущей ситуации.

Установлено, что в советский период истории России более успешно отношения в энергетической сфере складывались со странами Северной Африки, Сирией и Ираком, которые демонстрировали политическую лояльность к СССР и находились от него в экономической зависимости. Страны ССАГПЗ, напротив, не стремились к установлению дипломатических отношений, проявляя опасения в серьёзном идеологическом влиянии СССР на их политику и экономику и склоняясь к взаимодействию с США и их союзниками, в т. ч. в области энергетики. На современном этапе долгий период депрессии в энергетическом диалоге со странами Арабского Востока в 1990-е гг. сменился периодом роста ожиданий и надежд в энергетической сфере в середине 2000-х гг. После возобновления российско-африканского диалога в новой геополитической конфигурации в странах Ближнего Востока и Северной Африки сотрудничество со странами региона Россия возобновила, позиционируя себя как мировую державу, способную наравне с другими ведущими державами участвовать в урегулировании конфликтов в регионе. В настоящее время, несмотря на сложности в военно-политической обстановке, в целом ряде арабских стран российские компании продолжают наращивать присутствие на территории этих государств либо стараются сохранить занятые ими позиции в нефтегазовом секторе. Вместе с тем особую ценность будет приобретать научно-техническое сотрудничество, нацеленное на интенсивное, а не на экстенсивное развитие нефтегазового сектора, в частности обмен технологиями в сфере энергетики со странами ССАГПЗ.

ИНСТИТУТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

84-97 76
Аннотация

В статье рассматривается влияние внедрения в 2022 г. в ЕС трансграничного углеродного регулирования, направленного на введение таможенных пошлин на углеродоёмкие товары, поставляемые Россией в сообщество. Показано, какие последствия это будет иметь для страны, и предложена стратегия, направленная на адаптацию российской экономики в связи с удорожанием её экспорта в ЕС, в которой должно быть предусмотрено ускорение разработки и принятие федерального закона, регламентирующего стандарты по измерению выбросов парниковых газов и платы за них, ускорение перестройки структуры российской экономики в пользу обрабатывающих отраслей и разработки программы по сотрудничеству со странами ЕС в производстве и экспорте энергетического водорода.

Введение ЕС трансграничного углеродного налога не приведёт к сокращению выбросов в атмосферу Земли парниковых газов, главными эмитентами которых сегодня выступают развивающиеся страны.

В рамках климатической повестки исходя из увеличивающегося количества выбросов в ближайшие 20–30 лет и сохранения их в атмосфере Земли в течение 120 лет, а также учитывая нарастающее с каждым новым годом количество катаклизмов в виде наводнений, холодных и жарких аномалий на Земле, России целесообразно выйти в ООН с предложением о создании мирового экологического фонда, отчисления в который в виде «климатического налога» должны формироваться в зависимости от объёма накопленных каждой страной выбросов за последние 60–70 лет.

Средства фонда следует потратить по трём направлениям. Первое – на помощь развивающимся странам на развитие возобновляемых видов энергии, второе – на поощрение производителей, разрабатывающих технологии по декарбонизации выбросов углеводородов, третье – на поощрение стран, добившихся наибольших успехов в сокращении выбросов парниковых газов.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

98-115 95
Аннотация

Япония и Республика Корея практически не имеют собственных энергоресурсов и более чем на 90 % зависимы от поставок из-за рубежа. Китай в состоянии обеспечить свои потребности в угле, но также вынужден импортировать нефть и природный газ во всё возрастающих объёмах. Соответственно, становится ясно, почему в XXI в. рассматриваемые государства переживают бум развития возобновляемой энергетики как экологически чистой альтернативы ископаемым видам топлива.

Классические ВИЭ (ветряная, солнечная и гидрогенерация) – важный шаг по достижению энергетической независимости, однако их повсеместное распространение затруднительно по технологическим и природно-климатическим причинам.

В данной ситуации на первый план выходит водород в качестве энергоисточника будущего, способного значительно расширить потенциал использования альтернативных видов энергии. Тем не менее очевидно: только зелёный водород, полученный методом электролиза при помощи электростанций, работающих на основе ВИЭ, может считаться в должной степени экологически чистым и вносить свою лепту в решение проблемы перехода к низкоуглеродной экономике. С учётом размеров экономик стран Восточной Азии и планируемых масштабов потребления становится ясно, что собственного производства зелёного водорода будет недостаточно и потребуется наращивать его импорт. Это влечёт за собой создание международного режима экспорта-импорта, для начала – на уровне двусторонних соглашений, поскольку водород исключительно взрывоопасен и однозначно требует специальных условий транспортировки, хранения и применения для энергетических нужд. Поэтому большой исследовательский интерес представляет изучение шагов и мер, предпринимаемых в Японии, Китае и Республике Корея для организации такого международного режима.

ЭКОЛОГИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

116-129 56
Аннотация

В статье авторы показывают перспективы развития возобновляемой энергетики в Армении в контексте вызовов диверсификации путей обеспечения энергетической безопасности. Коллектив авторов оценил потенциал солнечной, ветровой, био-, геотермальной и малой гидроэнергетики Армении. Определены основные угрозы и риски, препятствующие полноценному развитию ВИЭ, среди которых особенно выделены проблемы государственного регулирования и энергетической политики в целом. Дан краткий анализ и характеристика реализованных либо реализуемых проектов в сфере ВИЭ. Особое внимание уделено эскалации на армяно-азербайджанской границе, в результате чего обстрелы армянских территорий, нарушение суверенных границ Армении азербайджанскими ВС ставят под вопрос целесообразность крупных проектов в сфере ВИЭ, осуществляемых на близких к границе участках.

Выявлена необходимость реализации программ в сфере энергоэффективности. В связи с этим рассмотрены основные направления взаимодействия Армении и ЕС в данной сфере. Установлено, что ключевым партнёром Армении в сфере развития ВИЭ и энергоэффективности продолжает оставаться ЕС. Взаимодействие с ЕС нацелено преимущественно на улучшение инвестиционного климата в энергетике, снижение зависимости республики от импорта углеводородов, развитие инструментов зелёного финансирования и пр.

ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

130-145 68
Аннотация

Рост числа заболевших новой коронавирусной инфекцией в марте 2021 г. подтолкнул центральное правительство Индии к введению жёстких мер, в том числе и в социальной жизни. Как следствие страна на некоторое время вернулась к локдауну. В мае ограничения начали постепенно сниматься, однако штат Керала, в котором сейчас находится до половины всего заражённого населения Индии, остаётся в состоянии локдауна. Автор отмечает, что в условиях пандемии коронавируса страна столкнулась с политическими и экономическими вызовами. В политическом отношении правящая партия «Бхаратия джаната парти» Н. Моди несколько утратила своё влияние в регионах, отчасти из-за введения непопулярных ограничительных мер в связи с COVID-19. В социально-экономическом аспекте – вернулись на родину, преимущественно в сельские регионы, несколько миллионов трудовых мигрантов с Ближнего и Среднего Востока, которые остались без средств к существованию. Тем не менее популярность и авторитет премьер-министра Н. Моди практически не изменились.

Исследователь полагает, что преодоление пандемии коронавируса в экономике, особенно в энергетическом секторе, происходит достаточно сложно. Это связано с тем, что Индия импортирует до 50 % энергетических ресурсов (нефть, природный газ в виде СПГ), поэтому существенно зависит от мировых цен на них. Подъём последних, в частности на нефть и природный газ, оказывает прямое влияние на покупательскую способность и себестоимость производимой продукции. Соответственно, тормозит экономическое развитие республики с учётом увеличившейся в условиях пандемии COVID-19 доли бедного населения. Тем не менее энергетическая политика правительства Н. Моди направлена на увеличение добычи возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе страны. В свою очередь, стратегия «Одна нация – одна газовая сеть» нацелена на обеспечение доступа к природному газу большинства населения Индии. Это же позволяет укреплять энергетическую безопасность страны в условиях соблюдения Нью-Дели условий Парижского соглашения по климату (2015 г.).

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

146-162 58
Аннотация

Кризис 2020 г., вызванный карантинными ограничениями пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, спадом цен на энергоносители и спроса на них на мировых рынках, обусловил экономический спад в Казахстане. При этом сочетание указанных факторов обусловило снижение экономической активности, уровня жизни, покупательной способности и привело к существенному снижению доходов государства. Ситуация осложнялась тем, что при этом одновременно росли расходы государства на поддержку системы здравоохранения, социально незащищённых слоёв населения. В данном контексте ускоренными темпами стали развиваться процессы регионализации, в которые Казахстан активно включился. Для Казахстана использование инструментов внешнеэкономической политики, в том числе разновекторное сотрудничество, обеспечило выход на новые рынки, что позволило снизить потери выпадающих доходов от экспорта нефти и газа. Восстановительный рост в 2021 г. показал эффективность такого подхода в условиях традиционной сырьевой модели экспортноориентированной экономики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0703 (Print)