СЛОВО РЕДАКТОРА
ЭКОЛОГИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В статье рассматриваются основные элементы влияния и механизмы реализации мировой стратегии энергетического перехода и декарбонизации энергетики и промышленности стран Центральной Азии. Отдельно анализируются различные аспекты идейно-политического и собственно энергетического влияния внедрения зеленой повестки на центральноазиатские экономики и социумы. В Европейском союзе запущены различные механизмы декарбонизации, способные в близкой перспективе негативно повлиять на экспорт и развитие энергетики стран региона. Схожие процессы развиваются и в важном для центральноазиатских экономик Китае. В этих условиях республики постсоветской Азии в разной мере пытаются реализовать в национальных моделях экономического развития некоторые элементы программы энергетического перехода, сформулированной в рамках Парижского климатического соглашения 2015 г. и развитые впоследствии странами коллективного Запада. Оцениваются возможности и перспективы реализовать заявляемые обязательства в области зеленой экономической политики, означающей, что устойчивый экономический рост и развитие энергетики стран региона уже сталкиваются с прогрессирующими негативными тенденциями.
В статье рассматривается взаимодействие Китая и ЕС для реализации совместных программ, направленных на объедение рынков эмиссионных квот в рамках достижения общих экологических показателей в рамках реализации Парижского соглашения 2015 г. и Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г. Китай и ЕС признают необходимость международного сотрудничества в борьбе с изменением климата. С 2014 г. ЕС предоставлял техническую помощь и наращивал потенциал для поддержки разработки и внедрения схемы торговли выбросами в Китае, включая региональные пилотные проекты и национальную систему, посредством таких инициатив, как «Платформа для политического диалога и сотрудничества в области торговли квотами на выбросы». Это способствовало политическому диалогу между Министерством экологии Китая и Европейской комиссией, итогом которого стало подписание в 2018 г. Меморандума о взаимопонимании, направленного на дальнейшее укрепление сотрудничества в области торговли квотами на выбросы. Саммит ЕС – Китай в 2018 г. укрепил их приверженность Парижскому соглашению и расширил двустороннее сотрудничество по различным направлениям, включая разработку долгосрочных стратегий снижения выбросов. Торговля квотами на выбросы стала ключевой областью сотрудничества. Полная интеграция систем торговли квотами на выбросы ЕС и Китая даст преимущества всем участникам. Сотрудничество с Китаем в области климатической политики может укрепить позицию ЕС как мирового лидера в борьбе с изменением климата. Китай получит доступ к более зрелому и хорошо регулируемому рынку торговли квотами, что может помочь ему в улучшении его экологических стандартов.
ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В статье анализируются широко распространившиеся в международных и отечественных СМИ с приходом Президента Трампа в Белый дом дискуссии о, якобы, возможном возобновлении поставок российского природного газа в Европейский Союз через существующую, но бездействующую инфраструктуру, которую США готовы/намерены/хотели бы поставить под свой контроль. Автор исследует экономические и геополитические предпосылки этих обсуждений, увязывая их с долгосрочной стратегией США по вытеснению российских энергоресурсов с европейского рынка. Особое внимание уделяется роли американского СПГ в политике ЕС, направленной на полный отказ от российского газа к 2027 году.
Исследование опирается на глубокое понимание автором, в силу специфики его многолетней профессиональной и академической деятельности, практических вопросов взаимодействия России и ЕС, с одной стороны, и США и ЕС, с другой, в энергетической сфере, в рамках которых рынок ЕС является зоной столкновения долгосрочных конкурентных интересов США и РФ. Эти конкурентные противоречия США в течение долгого времени пытаются решать с помощью широкой палитры методов, в том числе неэкономических, и смогли в итоге добиться, в том числе с помощью административно-диверсионных методов, постепенного устранения российского сетевого газа с рынка ЕС. Автор подвергает критическому анализу медиаповествования, официальные заявления политиков и представителей энергетических компаний, норматив- но-правовые акты, включая закон США CAATSA и программу ЕС REPowerEU, экспертные оценки, технико-экономические данные газотранспортных систем (ГТС Украины, «Северный поток – 2») и хронологию событий.
Результаты анализа доказывают, что инициативы США, такие как предложение Стивена Линча о покупке «Северного потока – 2» или получение контроля над украинской и/или болгарской ГТС, направлены не на восстановление, а на блокировку возможных поставок российского газа для защиты интересов американского СПГ в ЕС. Политика самого нынешнего ЕС, включая 18 пакетов антироссийских санкций и программу REPowerEU, нацелена на постепенный полный отказ к 2027 г. от импорта любых российских энергоресурсов. Обсуждения возможностей транзита через Украину или возобновления работы СП-2 в случае обретения контроля США над ними носят тактический, отвлекающий характер и используются как рычаг мягкого давления на Россию для быстрейшего замораживания украинского конфликта.
Автор приходит к выводу, что спекуляции о готовящемся приобретении контроля США над зарубежной экспортной российской газовой инфраструктурой якобы для возврата российского газа в ЕС на самом деле служат инструментом политического манипулирования, а не отражают реальные политические, экономические или энергетические потребности как США, так и самой Европы при нынешних ее правящих элитах. США заинтересованы не в возобновлении поставок российского газа в ЕС, а в сохранении собственного контроля над европейским энергетическим рынком как рынка сбыта для производимого в США СПГ. Для России неверная интерпретация идущих в международных СМИ и экспертных кругах обсуждений, некритическая интерпретация заявлений политиков создает риски завышенных ожиданий, которые могут привести к стратегическим просчетам. Статья подчеркивает необходимость трезвой оценки геополитических и экономических реалий при планировании энергетической политики, для чего необходимо квалифицированно разбираться в технических, географических, экономических, финансовых, правовых нюансах обсуждаемых проблем.
Исследован потенциал гидроэнергетического комплекса Армении в контексте обеспечения энергетической безопасности. Определены перспективы развития гидроэнергетики в Армении в условиях вызовов диверсификации энергетической системы. Отдельное внимание уделено проблемам международного сотрудничества в сфере гидроэнергетики, в частности изучены проблемы и перспективы строительства армяно-иранской Мегринской ГЭС. Выявленые некоторые геополитические и экономические причины замораживания проекта. Оценена возможность экспорта электроэнергии из Армении в Иран в условиях нарастающего энергетического дефицита в исламской республике. Критически рассмотрены различные аспекты государственной политики в гидроэнергетической сфере. Изучены особенности функционирования малой гидроэнергетики в Армении с определением ее стратегической роли в обеспечении энергетической безопасности республики. Установлено, что в условиях либерализации электроэнергетического рынка необходимо создавать равные условия для всех секторов энергетики, обеспечивая тем самым конвергентный подход к гармоничному развитию энергетической системы.
МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование деятельности крупных FMCG (fast-moving consumer goods) компаний на российском рынке в условиях санкций обладает высокой акт альностью. Санкционный режим кардинально изменил устоявшиеся логистические маршруты и цепочки поставок. FMCG-сектор обеспечивает население товарами первой необходимости, что делает его стратегически важным для поддержания социальной стабильности и предотвращения дефицита, контроля инфляционных процессов в сегменте повседневных товаров, а также сохранения доступности широкого ассортимента потребительских товаров. FMCG-сектор показывает стабильно высокие темпы роста и входит в базовую покупательскую корзину, что делает его привлекательным для развития бизнеса. Целью исследования является выявление ключевых направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности крупных FMCG-компаний в санкционных условиях на рынке России. Объектом исследования являются крупные FMCG- компании, реализующие продукцию на рынке России. Предметом исследования выступают ключевые направления внешнеэкономической деятельности крупных FMCG-компаний на рынке России. К методам исследования относятся: системные анализ, синтез, сравнение; метод логического обобщения и научной абстракции; методы группировки и классификации; табличный и графический метод для визуализации результатов исследования. В процессе исследования проведен комплексный анализ особенностей внешнеэкономической деятельности FMCG-компаний на рынке России в новых реалиях политической и экономической нестабильности, международных ограничений. Также были выявлены направления совершенствования внешнеэкономической деятельности крупных FMCG-компаний на рынке России с целью повышения их конкурентоспособности с учетом всех ограничений и условий, являющихся последствиями экономического и политического кризиса последних нескольких лет.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Объединенные Арабские Эмираты играют важную роль в глобальной торгово-логистической системе, активно развивая инфраструктуру и международное сотрудничество. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа стратегий диверсификации экономики и укрепления позиций ОАЭ на мировой арене.
В работе использованы методы анализа статистических данных, экспертных оценок и документов стратегического планирования (например, «Видение: 2021» и «Стратегия мягкой силы ОАЭ»). Сравнительный и системный подходы позволили изучить роль морских портов (Джебель-Али, Фуджейра) и авиационного транспорта, а также международных инициатив, таких как проект IMEC.
Исследование показало, что ОАЭ успешно снижают зависимость от нефтяного сектора, активно развивая торговлю с ключевыми партнерами (Китай, Индия, Саудовская Аравия). Объем торговли с этими странами демонстрирует устойчивый рост. Портовая инфраструктура и авиационный транспорт способствуют превращению ОАЭ в глобальный логистический хаб. Участие в проекте IMEC подчеркивает амбиции страны как ключевого актора в международных транспортных коридорах.
Торгово-логистические коммуникации являются центральным элементом внешнеполитической стратегии ОАЭ, содействуя экономическому росту и укреплению международных связей. Для дальнейшего успеха стране необходимо адаптироваться к глобальным вызовам, таким как геополитическая нестабильность и конкуренция в регионе. Перспективы включают расширение логистической сети и углубление сотрудничества с ведущими мировыми экономиками.
В статье рассмотрены особенности политики Турции, направленной на укрепление своего влияния в странах Организации тюркских государств. Важнейшее значение Анкара придает продвижению идеи создания зоны свободной торговли вдоль Транскаспийского международного транспортного маршрута и его совмещения с китайской инициативой «Один пояс – один путь». В данном контексте турецкая сторона ставит задачу снизить, а затем и отменить таможенные пошлины, оптимизировать процедуры транзитных перевозок и обеспечить безопасное транспортное сообщение между Востоком и Западом. Одним из приоритетов в политике Турции является (на фоне углубления гуманитарного и культурного взаимодействия) развитие торгово-экономических связей, где основное внимание, особенно в последнее время, уделяется строительно-подрядным и инвестиционным проектам.
Авторами описаны также основные направления, инструменты и методы продвижения интересов турецкой стороны, достижения, проблемы и вызовы, с которыми сталкивается Анкара, дана оценка состояния различных сфер сотрудничества и перспектив его развития как в региональном, так и в страновом разрезе. Делается вывод о том, что турецкий бизнес в ближайшем будущем окажется в состоянии конкурировать в странах ОТГ с компаниями ведущих мировых держав в сфере инвестиций и услуг, включая подрядные работы.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Современные видеоигры давно перешагнули рамки классической модели «купил – играешь». Индустрия претерпела революционные изменения, переходя к модели игры-сервиса (Games-as-a-Service, GaaS), где постоянная поддержка, обновления и развитие контента становятся ключевыми факторами успеха. Этот переход обусловлен несколькими причинами: ростом конкуренции, увеличением стоимости разработки AAA-проектов и изменением потребительских ожиданий. Игроки теперь хотят получать не просто законченный продукт, а постоянно развивающийся мир с новыми событиями и возможностями.
В статье рассматриваются актуальные тренды в области монетизации видеоигр, включая бесплатно распространяемые игры (free-to-play) с микротранзакциями, подписки. Особое внимание уделяется анализу преимуществ и недостатков каждой модели. Например, микротранзакции позволяют студиям получать стабильный доход, но могут вызывать негативную реакцию у игроков, если нарушают баланс или воспринимаются как pay-to-win.
Проведена классификация способов монетизации, а также выявлены ключевые черты игр-сервисов: обязательное онлайн-подключение, регулярные обновления, активное взаимодействие с комьюнити и гибкие системы монетизации. Статистические данные подтверждают, что микротранзакции остаются одним из главных трендов отрасли видеоигр.
Отдельно рассмотрен феномен Fortnite, который стал эталоном коммерческого игрового успеха благодаря кросс-платформенности, регулярным ивентам и продуманной системе battle pass.
Таким образом, индустрия видеоигр продолжает эволюционировать, предлагая новые способы взаимодействия с аудиторией и монетизации контента, что открывает широкие возможности для разработчиков и издателей.